Обратная связь

Телефон доверия Губернатора: 8-800-200-71-02

Пресс-центр

Актуальные новости Росреестра!

Порядок кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом

В силу норм жилищного законодательства со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ (т.е. до 01.03.2005 года), то есть не поставлен на кадастровый учет, любой собственник помещения в указанном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Обязанность формирования органами государственной власти или органами местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, установлена прямой нормой Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Под формированием земельного участка понимается комплекс кадастровых работ по земельному участку, которые выполняются аттестованными кадастровыми инженерами. Результатом межевания является подготовка необходимых документов и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. Органы власти обязаны самостоятельно организовать проведение кадастровых работ и с необходимыми документами обратиться в Росреестр для постановки земельного участка на кадастровый учет. Органы государственной власти или местного самоуправления не вправе перекладывать эту обязанность на собственников помещений в таком доме.

В последующем в отношении указанного участка, поставленного на кадастровый учет, возможна государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на основании заявления собственников помещений в этом доме. При этом не требуется никакого специального решения органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении конкретного земельного участка под многоквартирным домом.

Подать документы на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав можно через офисы МФЦ в порядке единого окна или в электронном виде через портал услуг Росреестра.

Без регистрации никуда 

Оформление прав на недвижимое имущество в соответствии с действующим законодательством РФ – очень важная процедура, без которой правообладатель такого объекта не сможет его ни продать, ни подарить, ни иным образом им распорядиться.

Иными словами, правообладатели вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом только после его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости). Он характеризуется, прежде всего тем, что комплексно регламентирует отношения по оформлению недвижимости, охватывая сферы и кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость.

Сформирован Единый государственный реестр недвижимости. Создание одного реестра, содержащего сведения о правах на недвижимость, об ограничениях и сведения об объектах недвижимости, существенно упрощает процедуры кадастрового учета и регистрации прав.

Закон о недвижимости упростил процесс оформления документов на недвижимость и экономит время заявителя. В настоящее время заявители могут получать услуги по кадастровому учету объекта и регистрации прав на него одновременно. В регистрирующий орган нужно подать одно заявление, и одновременно в течение 10 дней будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более семи дней, а на постановку на кадастровый учет – не более пяти дней.

Однако законом предусмотрено не так много случаев, когда государственная регистрация права и кадастровый учет объекта действительно осуществляются одновременно, а именно:

- при создании объекта недвижимости, для которого не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию;

- при образовании объекта недвижимости;

- при прекращении существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

- в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости.

Закон о недвижимости позволяет при личном обращении подавать заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы без привязки к месту нахождения недвижимости, то есть желающий пройти процедуры государственной регистрации может обратиться в любое удобное подразделение ФГБУ «ФКП Росреестра» в каждом субъекте Российской Федерации.

Вместе с тем, Закон о недвижимости содержит одно основание, по которому в приеме документов могут отказать. Такой причиной является невозможность установить либо подтвердить личность заявителя, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя, или лицо, представляющее заявление и прилагаемые к нему документы, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

КАК    ПЕРЕСМОТРЕТЬ    РЕЗУЛЬТАТЫ    ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ НА НЕДВИЖИМОСТЬ?

Согласно Федеральному закону от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости могут быть пересмотрены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Пересмотреть результаты можно при определенных условиях.

Сделать это могут физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, а также органы государственной власти и местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Чтобы пересмотреть кадастровую стоимость в суде физическим лицам не обязательно предварительно обращаться в комиссию. Для остальных категорий пересмотр результатов определения кадастровой стоимости в суде возможен только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления.

Основанием для  пересмотра  результатов  в  комиссии  является:   недостоверность  сведений  об объекте    недвижимости,    использованных    при    определении    его    кадастровой    стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Для   пересмотра   результатов   определения   кадастровой   стоимости   в   комиссии   заявителю необходимо подать заявление, к которому необходимо приложить ряд документов. Среди них - выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;    документы,    подтверждающие недостоверность  сведений  об  объекте  недвижимости;  отчет  об  оценке  объекта  оценки;   иные документы.   Заявление   рассматривается   комиссией   в  течение   одного   месяца   с  момента   его поступления.

В течение пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости и орган местного самоуправления, на территории которого расположен этот объект. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Вся история в одной выписке

Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменений сведений, содержащихся в реестре, ранее внесенные сведения сохраняются. То есть появляется история объекта недвижимости – в реестре будут сохраняться все операции по нему, которые можно будет получить в одной выписке из ЕГРН.

Выписка из ЕГРН является главным документом, подтверждающим право собственности гражданина на недвижимость. Форм выписок из ЕГРН несколько, все они утверждены Приказами Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 975 и от 20.06.2016 № 378.

 Приказами предусмотрены следующие формы выписки:

- форма выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;

–     форма выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости;

–  форма выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;

–   форма выписки о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

-    форма выписки из ЕГРН об объекте недвижимости;

-   форма выписки из ЕГРН о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным;

-    форма выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости;

-    форма выписки о содержании правоустанавливающих документов;

-    порядок заполнения утвержденных форм.

В  целях удостоверения осуществления  государственной регистрации прав, государственного кадастрового учета, внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости  выдается выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, в которую включаются являющиеся общедоступными сведения, содержащиеся в ЕГРН.

 Сведения, содержащиеся в ЕГРН, представляются органом регистрации в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.  Срок получения сведений из ЕГРН оставляет  три дня.

Статья 62 Закона о недвижимости содержит норму о том, что сведения ЕГРН являются актуальными только на момент их предоставления из реестра. Это очень важное уточнение, поскольку уже в день выдачи документа сведения, содержащиеся в реестре, могут измениться, и соответственно лицо, запрашивающее сведения, должно понимать, что на них не следует полагаться длительное время.

Напоминаем, что Приказом Росреестра от 18.10.2016 №П/0515 филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Тульской области наделен отдельными полномочиями органа регистрации прав, в частности по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела), а также по приему запросов о предоставлении всех видов сведений, содержащихся в ЕГРН и выдаче документов по результатам рассмотрения таких запросов осуществляется филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области.

Выдача сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела осуществляется Управлением Росреестра по Тульской области.

Обратиться с запросом о получении информации можно в любой многофункциональный центр, по которым осуществляется прием запросов при личном обращении, публикуется на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) или обратиться в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области по адресу: г. Тула, ул. Комсомольская, д. 45, либо воспользоваться электронными услугами и сервисами на официальном сайте Росреестра в сети «Интернет» (https://rosreestr.ru).

Порядок   проведения государственной  регистрации сервитута,  предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка

        В связи с вступлением в силу с 01.01.2017 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации   недвижимости»   (далее   -   Закон   о   недвижимости)   изменился   порядок   проведения государственной  регистрации сервитута,  предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка.

   Неизменным остается требование о возможности проведения государственной регистрации только в отношении учтенной в Едином государственном реестре недвижимости части земельного участка. Если часть земельного участка не учтена в реестре, то регистрация сервитута в отношении указанной части земельного участка осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такой части.

       В указанном случае вместе с соглашением об установлении сервитута заявителем должен быть представлен межевой план на образование части земельного участка. Вместе с тем, Земельный кодекс Российской Федерации содержит исключение из общих правил, предусмотренных Законом о недвижимости, в части отсутствия необходимости в проведении кадастрового учета части земельного участка и регистрации сервитута. Исключение составляют случаи заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет.

   При наличии указанных условий установление сервитута в отношении части такого земельного участка  допускается  без  проведения   работ,   в  результате которых обеспечивается подготовка межевого плана, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации обременения, возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории (п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации). Для применения этих правил требуется, чтобы стороны отразили данные положения в соглашении об установлении сервитута.


^ Наверх